ЭКОПОСЕЛЕНИЯ

на главную      путеводитель      экопоселения

Экопоселения в России.

Введение.

Эти частные случаи были выбраны как наиболее успешные примеры Российских экопоселений. Все эти поселения существуют по несколько лет, идет их постепенное развитие, количество жителей растет. Каждый пример экопоселения принадлежит к одному из трех типов экопоселений: протопоселение, собственно поселение и мегапоселение (Шубин, 1998). Каждое поселение - многопрофильная организация, в значительной степени обеспечивающая свои нужды на месте.

По этой классификации Нево-Эковиль является протопоселением. Под протопоселением понимается инициативная группа людей, которая стремится к созданию общины, уже имеет для этого землю и жилье. При этом из членов группы на месте постоянно живет несколько человек. Часть инициативной группы большую часть времени проводит пока вне поселения. (Шубин, 1998: 9). Лидер Нево-Эковиля большую часть времени вместе с семьей проживает в районном центре Сортавала за двадцать километров от поселения. Там же находятся офисы общественной организации "Нево-Эковиль" и фирмы "Мир", которая принимает активное участие в развитии Нево-Эковиля. Часть жителей этого поселения постоянно живут в нем, а часть покидают его на несколько месяцев. Количество постоянно живущих на сегодняшний день не превышает 11 человек.

Китеж - наиболее характерный пример собственно экопоселения. Собственно поселение - это община численностью в несколько десятков и не более трех сотен человек, ведущих информационно-аграрный (духовно-творческий, возможны и другие варианты названия) образ жизни. Несмотря на то, что основную часть жизни ее члены проводят в общине, они социально и духовно активны, участвуют в общественной жизни за пределами общины. В противном случае это будет всего лишь традиционным сельским поселением (Шубин, 1998: 9). Китеж насчитывает несколько десятков постоянно проживающих в нем человек, которые ведут духовно-творческий образ жизни. Китеж сотрудничает с другими общественными организациями в России и за рубежом а также с государственными и комерческими структурами. В частности Китеж поддерживает постоянные партнерские отношения с известной общиной Финдхорн в Шотландии, осуществляет обменные поездки членов общины за рубеж и внутри страны.

Тиберкуль можно отнести к категории мегапоселений. Мегапоселение - альтернативное поселение, рассчитанное на многие сотни и даже тысячи людей (Шубин, 1998: 9). Поселение Тиберкуль насчитывает несколько тысяч человек и готово к неограниченному количественному росту. Кроме того, оно является сложным по структуре поселением, объединяющим в себе шесть населенных пунктов.

Каждый феномен экопоселения уникален и имеет свою специфику. Вместе с тем есть ряд моментов, которые сходны во всех изучаемых экопоселениях. Все три экопоселения возникли в начале девяностых годов. Это время можно охарактеризовать, как развал Советского Союза и становление новых национальных государств, образовавшихся из бывших Советских республик. Российское государство в это время находилось в глубоком экономическом кризисе, в условиях социальной нестабильности. В это время Российское общество особенно остро переживало идеологический кризис. Господствующая коммунистическая идеология сменилась плюрализмом мнений и идей, в обществе стали формироваться различные группы со своей идеологией, мировоззрением, пониманием происходящего процесса трансформации. В это время появилась возможность проявления на Российской почве мировой тенденции создания экопоселений. Тенденция эта вызвана новыми экологическими проблемами, новой техникой и технологиями, новым уровнем сознания, пониманием важности устойчивого образа жизни (Гилман, 1994: 11). Исследуемые нами экопоселения можно рассматривать как попытку людей, оказавшихся в мире, где быстро меняются "правила игры", создать структуру (небольшое общество), которая помогла бы им выжить и реализовать свои идеалы. Жители всех поселений это бывшая городская интеллигенция: инженерно- технические работники, учителя, врачи, бывшие военные, творческие работники. Большинство имеет высшее образование. Эти люди жили в городах, многие не имели опыта ведения сельского хозяйства и жизни в сельской местности. Некоторые имели небольшой опыт работы с землей благодаря дачам. В каждом экопоселении собрались люди из разных городов России, многие приехали из стран СНГ (бывших Советских Республик). Для многих экономический кризис оказался тяжелым испытанием. Многие жители экопоселений до приезда в них меняли места жительства, переезжали из города в город, меняли место работы. Эти общие моменты являются предпосылкой правомерности сравнительного анализа практик питания, принятых в этих экопоселениях. Практики питания в экопоселениях невозможно понять без описания самих экопоселений, поэтому первая часть нашей статьи посвящена краткой характеристике каждого экопоселения. В этой части мы рассмотрим поселения по следующей схеме: статус, характеристика территории, количество человек, основные цели и ценности, вопросы собственности и денег, изначальная ориентация на определенное учение.

Методы.

Статья написана на основе материала, полученного в ходе пяти экспедиций, проходивших в 1996-1998 годах, в три экопоселения России: Нево-Эковиль, Китеж, Тиберкуль. В исследовании экопоселений мы использовали качественные социологические методы: биографическое интервью, фокус-группа, включенное наблюдение, анализ текстов документов экопоселений, текстов учений, оказавших влияние на идеологию питания, аудио и видео материалов. Материалы интервью и фокус групп были транскрибированы, занесены в компьютер и кодированы. В Нево-Эковиле было проведено 3 экспедиции. В первой, осенью 1996 года, проводилось участвующее наблюдение, в феврале и октябре 1998 года, биографические интервью. 21 интервью было взято у всех жителей поселения. В Китеже проводилась 1 экспедиция в декабре 1998 года, были опрошены все взрослые жители поселения, взято 23 биографических интервью. В Тиберкуль осуществлена 1 экспедиция, в ходе которой было взято 50 интервью большая часть которых является биографическими, небольшая часть фокусированными на определенной проблеме. Выбор респондентов осуществлялся по методикам случайной выборки, снежного кома, теоретического насыщения. Метод биографического интервью использовался как основной метод интервью, в следствие комплексного подхода к исследованию, как case study (Берто, 1997: 14-22). В ходе экспедиций экопоселения рассматривались в целом, изучение практик питания явилось лишь частью комплексного исследования.

Краткая характеристика экопоселений.

Охарактеризуем последовательно три исследуемых экопоселения. Рассмотрим протопоселение Нево- Эковиль. Вот как охарактеризовал статус своего поселения его лидер: "Мы не "колхоз", не община, не секта, не сезонная тусовка, и не экопоселение, (а только учимся). Мы - группа свободных людей, добровольно участвующих в реализации определенной программы действующей на конкретной территории" (Гончаров, 1998: 17). Это поселение имеет официальный статус экодеревни.

Оно развивается с 1994 года, ориентируясь преимущественно на собственные ресурсы. В 1995 году "Нево- Эковиль" стал частью глобальной сети экопоселений, и получил грант на 50 000 долларов от датской организации "Gaja Trust" , поддерживающей сеть экопоселений по всему миру, на строительство коммуникаций. На полученные средства был построен участок дороги от поселения до шоссе и линия электропередач. В Сортавале (районный центр) создан офис Центра экологических инициатив "Нево- Эковиль" со средствами коммуникации (компьютер, факс и т.д.). Но большую часть полученных средств использовали на то, чтобы укрепить производство строительно-архитектурные мастерские "Мир", которые, благодаря этому, стали на 70% принадлежать организации "Нево-Эковиль". Это было нетипичным вложением грантовых средств, но поселенцам удалось убедить "Gaja Trust" в правомерности такого расходования денег. Это был единственный грант, которым воспользовался "Нево-Эковиль". Одна из установок поселения состоит в том, что организация должна сама зарабатывать деньги и рассчитывать преимущественно на свои силы, а не на помощь извне. Каждая семья имеет свой участок земли, не принадлежащий организации и самостоятельно зарабатывает деньги на развитие собственного хозяйства, "Мир" содержит офис в Сортавале, выделяет деньги на общие нужды: закупку топлива для трактора, дров для отопления, строительство общих помещений, ремонт дороги, организацию волонтерского лагеря, оплату сотового телефона и т.д. Однако, экономическая ситуация в стране такова, что небольшая строительная фирма на данный момент не способна заработать достаточно средств для реализации многих программ и планов. "Нево-Эковиль" сотрудничает с местной администрацией и правительством республики Карелия. В настоящее время совместно с администрацией г. Сортавала и Сортавальским краеведческим музеем разрабатывается проект придания части Северного Приладожья статуса историко-природного заповедника, что позволит развивать на этой территории экологический туризм и образовательные экологические программы. Существует связь с другими экологическими поселениями в России и за рубежом, преимущественно информационная. Лидер этого поселения возглавляет две структуры, обеспечивающие жизнедеятельность Нево-Эковиля: общественная организация - Центр экологических инициатив Нево-Эковиль и производственную структуру - архитектурно-строительные мастерские "Мир". Кроме того, в экодеревне действует питомническое хозяйство по выращиванию районированных саженцев плодовых деревьев и кустарников. Экодеревня занимает небольшую территорию на окраине поселка Реускула в Сортовальском районе Карельской республики на берегу озера Сатусаари, которое является частью Приладожья. Кроме того, экопоселению принадлежит территория в 29 гектаров, расположенная на полуострове напротив поселка Реускула. До русско-финской войны 1939 года на этом полуострове находились финские хутора. Фундаменты домов сохранились до сих пор. Пока территория остается не освоенной из-за недостаточности финансовых и человеческих ресурсов. Группа, составляющая Нево-Эковиль, насчитывает 22 взрослых и 11 детей. Основная цель организации экопоселения - создание устойчивого поселения на принципах жизни в гармонии с природой, с использованием экотехнологий, обеспечивающих экономическую самостоятельность и развитие. В Нево-Эковиле жизнь строится на таких ценностях, как личная и семейная автономия, опора на собственные силы, открытость, добрососедство, естественность развития, формирование экологического мировоззрения. В Нево-Эковиле нет господствующей идеологии, жителей нельзя назвать последователями какого-либо учения. Но идеи Живой Этики - идеи Е.И. и Н.К. Рерихов, идеи Л.Н. Толстого оказали значительное влияние на мировоззрение жителей экодеревни. В учении Рерихов выражены общие принципы целостного мировоззрения и постматериалистической глобалистской картины мира."В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и представляют единый элемент: Абсолют вмещает в себе все конечное и бесконечное, проявленное и непроявленное, зримое и незримое." (Рерих Е., 1992: 384) "Закон Мироздания одинаков, но вибрации его различны, потому так разнообразно мироздание". (Рерих Е., 1992: 175). Проблематизация отношений человека и природы (в широком значении этого слова) - смысловое ядро этой философии. Земля и человек рассматриваются как части вселенной, развивающиеся согласно космическим законам эволюции, общим для всей вселенной, включая Землю, все живые существа и человека. "Сущность эволюции заключается в развитии способности различных форм жизни повышать свои вибрации и воспринимать из всевозможных, исходящих из Единого Источника вибраций, все более и более высокие и тонкие, соответствующие стремлениям данной жизни в данную эпоху". (Клизовский, 1991: 77). Космические законы эволюции распространяются не только на макропроцессы планетарного масштаба, но и повседневную жизнь отдельного индивида. Индивид - суть микрокосм вселенной. Это означает, что повседневные практики его бытования должны соответствовать общим законам. Среди таких практик, практики питания рассматриваются как основные, как регуляторы обмена веществ между космосом и человеком, гарантирующие и не разрушающие баланс человека и природы. Поэтому в анализе идеологических причин пищевых предпочтений мы будем указывать эти учения.

Рассмотрим собственно экопоселение - Китеж.Это поселение имеет статус педагогической общины - некоммерческого партнерства семей по воспитанию приемных детей. В нем живет 27 взрослых и 25 детей. В 1993 году на строительство Китежа было выделено в бессрочное владение 90 гектаров земли в Барятинском районе Калужской области, недалеко от деревни Чумазово. Члены общины и добровольцы своими руками построили 11 домов, в которых разместились семьи с приемными детьми, школа и мастерские. Позже были построены часовня, гараж, ферма. Ведение хозяйства и управление осуществляется выборными членами общины. Община живет на скромные средства, выделяемые государством на детей, аккумулируемые в общей кассе учительские зарплаты общинников и спонсорскую помощь, на которую, в частности, были построены дома общинников. В общине нет частной собственности. Все имущество принадлежит общине. Все деньги получаемые общиной тратятся на общие нужды. Каждый взрослый член общины получает на личные расходы лишь небольшую сумму, не более 50 рублей в месяц. Деньги выдаются члену общины советом общины в случае, если ему необходима поездка за пределы общины. Основная цель создания общины это воспитание детей, создание уникальной воспитательной среды, оказывающей комплексное воздействие на ребенка. В общине поставлена задача быстрого восполнения отставания детей-сирот от своих сверстников, а также создание условий для психолого-педагогического роста родителей. Основными ценностями общины Китеж являются: право на самореализацию как для ребенка, так и для взрослого; община, понимаемая как общее благо, представляющее синтез личных интересов всех членов общины; Учитель, как носитель духовной культуры, стержневая фигура в воспитании детей; культура и образование, как основная ориентация в деятельности общины. Так же, как и в Нево- Эковиле, в Китеже нет господствующей идеологии. Вместе с тем основатель и духовный лидер Китежа был учеником С.Н. Рериха, глубоко изучал труды Е.И. и Н.К. Рерихов, культуру Индии. На мировоззрение многих членов общины тоже серьезное влияние оказали идеи Рерихов. Многие близки к православной культурной традиции.

Рассмотрим мегаэкопоселение Тиберкуль. Это поселение имеет официальный статус эконоосферного поселения "Тиберкуль". Оно находится в Южной Сибири, в Курагинском районе Красноярского края. Его создали последователи Виссариона, основавшего в 1991 году церковь Последнего Завета и провозгласившего себя вторым пришествием Христа на Землю. Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать в тайге, у озера Тиберкуль, экопоселение, а территорию площадью около 300 кв. км с 5-ю уже существующими деревнями оформить как заповедник. Для этих целей была разработана экологическая программа и выделен земельный участок площадью 250 га на горе Сухая возле озера Тиберкуль. В августе 1997 года общественное объединение "Эконоосферное поселение "Тиберкуль" стало членом международного Социально-экологического Союза под названием "Красноярское проблемное отделение СоЭС "Тиберкуль". Кроме общественной организации община имеет АО "Табрат" для осуществления общей хозяйственной и культурной деятельности. Изучаемое эконоосферное поселение имеет несколько территорий для расселения. Первая территория, которая собственно не является территорией эконоосферного поселения, это обширная территория Южной Сибири, где в различных существующих деревнях селятся группы приезжающих из городов последователей Виссариона. Здесь надолго остаются в основном одинокие мужчины и женщины, матери-одиночки, освободившиеся из мест заключения, проблемные семьи. В этих деревнях люди селятся по своему усмотрению, ожидая благословения Виссариона на жительство на территории самого эконоосферного поселения "Тиберкуль".

Вторая - территория самого эконоосферного поселения "Тиберкуль". К ним относятся деревни Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка, Жаровск, Тиберкуль. В них в основном живут полные семьи с детьми или без детей, верующие, а также неполные семьи, где кто-либо из членов семьи является мастером или ответственным за важное направление общинной работы, т.е. люди активные. В будущем эта территория должна войти в территорию заповедника, о границах и статусе которого в данное время идут переговоры с администрациями края и РФ.

Третья территория - строящаяся в тайге часть экопоселения, находится на горе Сухая возле озера Тиберкуль, где строится Город Солнца, или Город Мастеров, или Новый Иерусалим, его площадь составляет около 60 гектаров. Туда на жительство благословляются Виссарионом только полные семьи, утвердившиеся в вере, на этой же площади находится Небесная Обитель или Обитель Рассвета, где строятся дом Виссариона, дома апостолов, священников, храм "Камень-Сердце", храм "Символ Веры" и др. культовые строения. Собственно экопоселение Тиберкуль насчитывает около 3000 человек - последователей Виссариона, проживающих в 6-ти населенных пунктах на второй и третьей территории. Вопросы собственности на сегодня решаются в экопоселении по-разному. В деревнях, где кроме последователей Виссариона живут местные жители, каждая семья обеспечивает себя сама. Вместе с тем распространена взаимопомощь семей, часто безвозмездная. Такая безвозмездная помощь является ценностью. В строящемся в тайге Городе Солнца нет частной собственности. Все средства поступающие членам общины аккумулируются в общей кассе, на них закупается все необходимое и распределяется в соответствии с решением общины. Члены общины работающие на общественных работах внутри общины не получают оплаты труда, вне общины они в основном не работают. Деньги в общине в целом и у ее членов - это в основном средства от продажи своих городских квартир, другого имущества, личные сбережения привезенные с собой, а так же ежемесячные государственные пенсии пенсионерам и пособия на детей. В экопоселении провозглашен отказ от денежной единицы, поэтому общинники не стремятся к заработать деньги. Отказ от денег предусматривается в первую очередь внутри общины, а со временем и во взаимоотношениях общины с "миром". Под "миром" понимается все общество, кроме самой общины. Община стремиться выйти на уровень самообеспечения. Управление в общине осуществляется общим собранием. При этом вопросы жизнедеятельности, по которым возникают разногласия переадресуются Виссариону, авторитет которого непререкаем. Основной целью создания экопоселения является формирование на определенной территории "Единого народа" и особой культуры (Вадим, 1995). Основными ценностями являются: вера, община, Учитель, ненасилие, жизнь в гармонии с природой, самообеспечение на основе экотехнологий. Вся жизнь в этом экопоселении основана на заповедях, данных Виссарионом в Последнем Завете.

Несмотря на существенные различия между исследуемыми экопоселениями, можно отметить, что перед всеми поселениями стоит задача строительства жизни в гармонии с природой.

А. и И. Кулясовы

Литература:
Шубин А. 1998. Альтернативная община: экзотика или дорога в будущее?
Журнал Бюллетень московского ИСАР. д7, с. 9
Фурта С. Дорога в Китеж, там же, с. 13-14
Гончаров И. Нево - имя древнее:, там же, с. 15-18
Гилман Р. 1994. Эко-деревни и устойчивые поселения. Санкт-Петербург Из-во Центра Гражданских Инициатив, с.11
Берто Д. 1997. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии.
Сборник по редакцией Воронкова В., Здравомысловой Е. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Санкт-Петербург, с. 14-22.
Боровик В., Рощина Т. 1997. Истоки здоровья, Санкт-Петербург. ИК Комплект, с. 247.
Вадим. 1995. Последний Завет. Санкт-Петербург. Из-во ОАО "Иван Федоров", с. 38, 160, 521.
Гармония через вегетарианство. 1992. Редактор Шалограмо Дас. Санкт-Петербург. Общество Ведической Культуры.
Шри Ауробиндо. 1995. Перерождение и карма. Москва. "Фаир".
Рерих Елена. 1992. Письма в 2-х томах. Минск. Белорусский фонд Рерихов, "ПРАМЕБ".
Клизовский И. 1991. Основы мировоззрения новой эпохи. Рига. Виеда, с.77.
From: ku@indepsocres6.spb.org (Иван Павлович Кулясов)
http://www.ecocisr.newmail.ru

Продолжение этой статьи см. Инициативы создания экопоселений

Этот раздел создавался, чтобы объединить уже существующую информацию по экопоселениям и постараться оперативно отслеживать вновь поступающую. Поэтому у кого есть что сказать, пишите: oko@eco-rus.com К началу...

© 2003 г. OKo Логотип: © 2003 г. BaBaKa - http://www.zoo-mif.narod.ru         Карта сайта